31
12
Итоги-2016. Каким был этот год для художника?

Новые выставки и конкурсные проекты, поездки, задумки, успехи и неудачи — Николай Зайков рассказал, каким для него был 2016-й год.

Воображаемый музей, вооружённая охрана и «Потрясающий пейзаж»
Выставки года

Имя Николая Зайкова в 2016 году прозвучало на тринадцати вернисажах. Три из них были персональными и, как рассказывает художник, именно они особенно ему запомнились. Не только потому, что эти выставки — крупные и «личные». Замечательными они были в первую очередь тем, что каждая из них прошла в новом для художника городе: «Потрясающий пейзаж» в Красноярске, «Санкт-Петербург» в Новокузнецке и «PITER» в Омске. Самой важной для Николая стала красноярская экспозиция. «Она уникальна тем, что на ней были представлены практически все мои творческие работы, доступные для экспонирования — объясняет Николай, — И устроить эту выставку было не так просто. Дело в том, что более 30 моих картин принадлежат ГХМАК, и, чтобы их выставить, нужно было соблюсти пункты специального договора. Они довольно жёсткие: произведения должны быть обязательно застрахованы, перевозить их можно исключительно "Спецсвязью", с вооруженной охраной, режим экспонирования должен быть музейным — это требования к температуре, влажности, санитарии помещения и т.д. В итоге у нас всё получилось, и на выставке было представлено около 120 моих картин. Это практически полный охват творчества. Очень важным для меня, безусловно, был факт приглашения академией художеств - ведь красноярская площадка является одной из главных экспозиционных, научных и творческих центров страны».
Из групповых выставок 2016 года Николай Зайков особо отметил три. Первая — это VI Всероссийская триеннале оригинального рисунка «Рисунок России». «В этой выставке я участвую уже четвертый раз, — рассказывает художник, — но именно в этом году неожиданно для себя получил там одну из главных наград. Для меня это очень значимо. Во-первых, потому, что в большей степени я специализируюсь именно на рисунке. Так что для меня это выставка — профильная. Во-вторых, там действительно высокий уровень, большое региональное представительство и "серьёзное" жюри».
Ещё одним важным проектом в 2016-м стал для Зайкова «Воображаемый музей Михаила Шемякина». «И сам Шемякин представляет собой величину, и его творчество, особенно в скульптуре, мне очень близко, — говорит барнаульский художник, — Поучаствовать в его проекте было круто». Также Николай Зайков отметил масштабный проект «100 художников Сибири». Попасть в список ведущих сибирских мастеров — само по себе почётно и приятно, а тут ещё и автор проекта Ольга Галыгина решила организовать его презентацию в рамках нашего «Аз.Арт.Сибирь — 2017».

Признание
Самая важная премия

Николай Зайков получил в этом году не одну премию: здесь был и Диплом Российской академии художеств, и благодарность за «Прямую речь» в Кемерово, и награда за «Рисунок России». Но особняком в этом «списке признания» стоит, конечно, Краевая премия в области литературы, искусства, архитектуры и народного творчества за серию графических произведений на современные темы. «Это главная профессиональная премия в области культуры в Алтайском крае, подчеркиваю - государственная премия.  За всё время моей творческой карьеры она самая важная и самая серьезная, — поясняет Николай, — хорошо, когда художник получает поддержку своего творчества. Она может выражаться, например, в комментариях в интернете, а может вот так — в экспертном мнении».

Волнительный опыт
Работа в жюри

В этом году Николай Зайков принял участие в работе жюри четырёх конкурсных проектов. Три из них были студенческими, но довольно высокого уровня. Больше всего художнику запомнился виртуальный конкурс «PRO будущее», который организовали и провели на кафедре изобразительного искусства АлтГТУ при поддержке НГУАДИ (Новосибирск), ВКГТУ им. Д. Серикбаева (Казахстан) и ХГУ (Монголия). Николай Зайков курировал этот проект. «Было очень интересно работать в международном жюри с представителями разных культур и взглядов на одни и те же вещи, — рассказывает Николай, — Ну и организовывать этот проект, конечно, тоже было замечательно». 
Была в этом году у художника также плодотворная референтура в Ростове-на-Дону, и первый опыт председательства — на I Всероссийском интернет-конкурсе студенческого академического рисунка. Но самым серьёзным опытом в профессиональном плане для него стала работа на выставке «Прямая речь». Помимо Николая Зайкова в состав жюри вошли художники Андрей Машанов и Вадим Иванкин, директор Кемеровского областного музея изобразительных искусств Лариса Мызина, искусствоведы Татьяна Микуцкая, Владимир Чирков и, конечно, автор проекта — Марина Чертогова. Председателем выступил один из авторитетнейших графиков России Олег Яхнин — заслуженный художник РФ, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук. «Вместе мы оценивали работы профессионалов, очень серьёзных художников, — вспоминает Николай, — Многие из них в каком-то смысле являются моими ориентирами. Это был интересный и волнительный опыт». 

Заставило задуматься
Неудача года

«Я уже привык, что если участвую в каком-то профессиональном отборе, то, как правило, его прохожу. Но в этом году я всерьёз задумался над таким легкомысленным отношением» — рассказывает Николай. Художник хотел пройти отбор на выставку Союза художников «Лики России», но ничего не готовил для неё специально и отправил уже имеющиеся работы — вариант «Потрясающего пейзажа» и «Автопортрет здесь и сейчас». В итоге картины не прошли. «Я снова задумался о том, что делаю намного меньше, чем я должен делать и чем могу» — говорит Зайков. 

Учить и учиться
Научная и преподавательская деятельность

Николай не прошёл отбор на выставку «Лики России», зато его бывшие студенты — прошли. И сразу вспоминается та часть жизни художника, которая обычно остается в тени: его преподавательская деятельность. Ведь Николай Зайков не просто свободный художник — он ежедневно обучает десятки студентов. «Мы привыкли отчитываться о своей работе выставками и произведениями, — признаётся Николай, — А здесь ты вроде как учишь людей, и часто это никак не выражается в каких-то конкретных результатах. Но для меня это на самом деле очень важно. В этом году было несколько крупных проектов, в которых участвовали мои студенты. Они занимали там призовые места. И ещё в этом году двух моих учеников приняли в Союз художников. Безусловно, они этого заслуживают».
Также этот год ознаменовался у Николая «приобщением» к науке. «Да, я занялся научной работой. Раньше я этого не делал, потому что было можно, — улыбается художник, — А сейчас есть строгие требования, в соответствии с которым я должен заниматься наукой, иметь публикации, писать учебные пособия. Для художника эта работа не совсем привычная, и она оказалась сложной. Но при этом, признаюсь, — очень интересной».

Союз художников
Важные перемены

Ещё одним ключевым событием года Николай Зайков называет изменения в алтайском Союзе художников. Этой зимой члены организации переизбрали председателя: вместо Владимира Проходы этот пост занял Дмитрий Петренко. «Новый руководитель Союза нацелен на внутренние реформы, на новый вектор развития. Как бы ни был хорош прежний председатель, нужно признать, что жизнь организации долгое время шла "по накатанной", — рассуждает Николай, — Мне интересно, как будут развиваться события в новой ситуации, и интересно поучаствовать в этих изменениях».

Впечатляющий Ростов-на-Дону
Поездка года

В апреле Николай Зайков впервые побывал в Ростове-на-Дону, и эта поездка стала одним из самых заметных событий года. «Ростов-на-Дону — своеобразный город, — рассказывает Николай, — Там множество зданий, которые представляют высокую архитектурную ценность: большой пласт советской архитектуры  (например, великолепный конструктивистский драматический театр) и храмы 19-го века сохранились. А фоном для всего этого служит сплошная купеческая застройка 19-го -  начала 20-го веков. Она классная и почти вся в плохом состоянии — многие здания буквально рассыпаются. Всё это создает, безусловно, особенный колорит. А ещё там было тепло». Помимо классной архитектуры и теплой погоды, город на Дону впечатлил Зайкова общением с художниками на профессиональном форуме. «Там были гости из Петербурга, Томска, Красноярска, Екатеринбурга, Волгограда, Владикавказа, — перечисляет Николай, — И все они объединены общими интересами, профессией, проблемами. Такого общения художникам сегодня очень не хватает. В советское время его было больше — и путешествовать было проще, и всесоюзных выставок было множество, а ещё были "творческие дачи", которые работали по всему СССР. Здорово, что подобные проекты иногда объединяют художников и сейчас».

Монументально и масштабно
Задумка года

Главной задумкой года Николай называет идею росписи фасадной стены многофунционального комплекса, который строит в Барнауле компания «Опора». Это будет монументальное 40-метровое панно в технике сграффито. Как говорит художник, проект заинтересовал его необычной техникой, сложностью и масштабом. «В моей карьере это, конечно, первая подобная работа, — рассказывает Николай, — Ситуация в современной России сложилась так, что всё монументальное искусство перешло либо в частный камерный интерьер, закрытый для широкого доступа, либо в храмовое искусство, либо превратилось в декорирование ресторанов. Общественные публичные пространства сегодня практически не оформляются масштабными произведениями. Так что это панно обещает быть первой подобной работой в Алтайском крае за всё постсоветское время. И я не говорю о его художественных качествах. Только о том, что факт появления такой декоративной доминанты в нашей городской среде сам по себе очень интересен. Будет замечательно, если эта работа станет первым шагом для наших застройщиков к пониманию того, что художественные произведения могут участвовать в продвижении строительных объектов и формировании их бренда».
Подобное художественное произведение реализовать не так просто — оно должно пройти градостроительный совет и экспертную оценку. Проект Николая и «Опоры» все стадии утверждения прошёл и получил официальные разрешения. Осталось воплотить его в реальность.

«У каждого Сурикова должен быть свой Кузнецов»
Благодарности года

«Я хотел бы поблагодарить всех, кто помогал мне как художнику в этом году. Конечно же, это мои замечательные жена и сын, которых я очень люблю — они всегда дают мне кучу положительных эмоций. Моя мама. Мои друзья. Мои коллеги в институте архитектуры и дизайна АлтГТУ и в Союзе художников. Но, конечно же, любому творцу просто жизненно важна материальная поддержка. Счастлив тот художник, что обрел своего мецената! Я благодарен Вячеславу Пестереву, без которого многие итоги этого года, да и прошлых лет, были бы просто невозможны. Поэтому, я часто вспоминаю слова, прозвучавшие на открытии моей выставки "Потрясающий пейзаж" в Красноярске — на родине Василия Сурикова. Награждая Вячеслава благодарностью Российской академии художеств за поддержку изобразительного искусства Сибири, заместитель председателя Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока РАХ Сергей Ануфриев подчеркнул, насколько такая поддержка необходима каждому художнику и  вспомнил, к примеру, о роли золотопромышленника Петра Кузнецова в судьбе Василия Ивановича Сурикова».

К списку