Экспозиция, которую художник составил из 12 авторских иллюстраций, дополненных художественно обработанными фрагментами разворотов первого отдельного издания одноименного романа Николая Дворцова 1961 года, разместилась в камерном пространстве музея по соседству с его знаменитым «Белым залом».
Книга классика алтайской литературы Николая Дворцова «Море бьется о скалы», выходящая в рамках краевой издательской программы в серии «Литературное наследие Алтая», будет представлена читателям в сентябре. Роман посвящен узникам фашистского концлагеря в Норвегии, судьбу которых разделил и сам автор-участник Великой Отечественной войны. По словам писателя Дмитрия Новикова, «Трудно представить себе, через что прошли эти люди... В то же время книга на удивление не вызывает чувства ужаса - наоборот, в ней есть надежда, возникает невероятное чувство сопереживания героям, которые выжили даже в условиях фашистского ада». Это очень человечный текст, личный, наполненный своеобразной атмосферой и обладающий огромной художественной выразительностью, неожиданно ставший особенно актуальным сегодня.
Для Николая Зайкова работа над иллюстрациями к роману стала первым опытом художественного оформления книги. Идею о том, что принципы построения книжного пространства родственны искусству художника-монументалиста, высказывал еще великий Владимир Фаворский, чрезвычайно повлиявший на становление профессиональных взглядов художника, получившего как раз «монументальное» образование. В то же время работая над созданием иллюстраций, Николай стремился к поиску новой пластической выразительности, наиболее соответствующей литературной ткани произведения, но, возможно, и нарушающей устоявшиеся представления о книжной графике (во всяком случае – алтайской). Использование техники коллажа, внедрение в композиции фрагментов иллюстрируемого текста, приемы обобщения, сильный контраст – все это, по замыслу автора, служит достижению необходимого результата. Большое внимание иллюстратор уделяет построению художественного сценария: следуя развитию сюжета, он чередует относительно нейтральные «общие планы» и напряженные портреты главных – положительных и отрицательных – героев повествования, воспринимаемые в этом ритмическом ряду едва ли не гиперреалистическими вставками (формально, конечно же, не являющимися таковыми). Для Николая Зайкова одним из самых сильных впечатлений при знакомстве с романом оказался том его первого издания – книга 1961 года, с которой он работал: ее шрифт, характер набора текста, потемневшая хрупкая бумага, запах. Небольшие и редкие иллюстрации, выполненные замечательным художником Александром Дерявским, как бы вытесняются в ней самим текстом. Отсюда – желание использовать фрагменты этих разворотов, усилив их выразительность «ксероксным» копированием. Ксерокс становится одним из инструментов художника, а графический дождь, проникающий во все уголки иллюстраций, как и в тексте, стихает только в финале…
Работу над иллюстрациями к роману «Море бьется о скалы» Николай Зайков посвящает памяти своего коллеги – Аркадия Казанцева, чью роль в современной книжной графике Алтая переоценить невозможно…