Если Камень не едет в Петербург, то Петербург едет в Камень
16.12.2015
Каменская народная газета 23 декабря 2015. Автор: Максим Панков

http://www.kamen-narod.ru/stati/esli-kamen-ne-edet-v-peterburg

20 ноября в Каменском краеведческом музее открылась персональная выставка Николая Зайкова — нашего бывшего земляка, выпускника Каменской детской художественной школы, преподавателя и светлого гения темной графики.

Выставка графических работ полностью посвящена теме городского пейзажа, а объединяет их Санкт-Петербург. В картинной галерее музея расположились порядка тридцати работ Николая Зайкова, в которых главным героем является культурная столица России — с ее разводными мостами, Медным всадником, белыми ночами и Петропавловским шпилем. По словам автора, Северная Пальмира занимает в его сердце особое место и является в некотором смысле городом-музой. Удивительные городские пейзажи и неожиданные ракурсы — в резком и контрастном и одновременно легком и почти невесомом карандашном штрихе художника. Но, кроме строго традиционных реалистических (и даже с приставкой гипер) картин, Николай Зайков прячет сердце Питера в монументальных экспериментальных коллажах в духе предводителя фовистов Анри Матисса.

— Строго говоря, сам по себе рисунок мне не так интересен, как эксперимент, — рассказал художник зрителям, обратившим внимание на необычный подход и заигрывание с канонами графики. — Многие картины, выполненные мною с натуры во время командировок в Петербург, обрели свою новую жизнь в монументальных коллажах.

Внимательный зритель увидит, что некоторые представленные реалистичные рисунки буквально на соседней стене с большим трудом узнаются  в сложных многомерных и многоуровневых пространствах. Директор музея Елена Ширяева отметила несомненную значимость выставки как культурного события. Добившийся успеха в России и за рубежом художник Николай Зайков не забывает дорогу в город, его взрастивший. Также несколько слов признательности в адрес графика сказал бывший педагог Николая Александр Песоцкий, член Союза художников России. Также он рассказал зрителям о первых шагах Николая в изобразительном искусстве, о том, как формировался и обтачивался  его несомненный талант. В художественной школе Николай учился с 1987 по 1993 год — посвящая, кстати, много времени работе за мольбертом, он не забывал об основной образовательной программе и окончил в 1995 году школу с золотой медалью.

Присутствовавший на открытии выставки Валерий Филиппов, исполняющий обязанности главы администрации города, рассказал:

— В те годы я работал в школе № 5, где учился герой сегодняшней встречи. Мне не довелось преподавать в его классе, но об одаренном ученике с гордостью говорили учителя и классный руководитель.

Окончив школу, Николай играючи, легко поступил в Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию на отделение монументально-декоративной живописи, став в этом престижном вузе самым младшим на потоке студентом. Спустя два года он даже получил стипендию мэрии Новосибирска.

— Я как золотой медалист имел широкую возможность выбрать почти любой вуз страны, в многие меня приглашали, — поделился воспоминаниями художник. — Мною заинтересовались даже военные кафедры, поскольку я активно занимался спортом, помимо всего прочего. Но душа лежала к искусству.

В 2001 году Николай переехал в Барнаул и был принят на кафедру «Архитектура и ;дизайн» Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова, где преподает поныне. Николай Зайков является участником более 120-ти профессиональных выставок и конкурсов разного уровня, лауреатом и дипломантом более 20-ти из них. Его произведения находятся в публичных коллекциях в Барнауле, Томске, Красноярске, Кемерово, Новосибирске, Санкт-Петербурге и даже в международной галерее рисунка OSTEN (Скопье, Македония). А с недавних пор работы пополнили фонды картинной галереи Каменского краеведческого музея. Среди прочих достижений, Николай стал в 2011 году обладателем Диплома Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» за диптих «Пространства художника». Картина не вошла в состав выставляемого в музее вернисажа, однако в демонстрируемом слайд-шоу она нашлась. Николай отдельно показал зрителям цифровую версию диптиха и рассказал историю его создания. «Пространство художника» — монументальное и концептуальное произведение Николая Зайкова: здесь присутствует любимая автором игра в множество плоскостей и объемов, реалистичные и гиперобъемные «слои» (пространство художника и он сам) тесно связаны с обобщенной и плоской частью картины — картины в самой картине.

Сразу после торжественной части, включавшей в себя краткую экскурсию по биографии художника, началась творческая встреча со зрителями, которая длилась более двух часов.

В ходе беседы Николай подробно рассказал об Институте архитектуры и дизайна, где он работает, а также более детально показал и рассказал о своем творчестве вне формата действующей выставки.

Незадолго до открытия выставки Николай Зайков ответил на несколько вопросов корреспондента «КНГ».

— Это вторая ваша выставка в Камне-на-Оби, а первая была в 2005 году. Прошло десять лет — срок солидный. Простите за нескромность, почему так долго возвращались?

— Трудно сказать, просто так случилось. Во-первых, было много других выставок как в России, так и в Европе. Во-вторых, подготовка к выставке — это тоже творческий процесс, который трудно загнать в рамки. К любому проекту нужно подходить с чувством, толком и расстановкой. Ни одному художнику не хочется показывать все подряд. Например, для этой выставки отобраны работы, посвященные Петербургу. Это проект, который я показывал в том или ином виде в разных городах. Премьера была этим летом непосредственно в Петербурге, в октябре выставка переехала в Барнаул, и Камень-на-Оби стал третьим городом в ее гастролях. Готовясь выставлять картины, нужно учитывать все: зал и его площадь, например. К слову сказать, здесь выставка представлена в самом своем большом составе.

— После Камня выставка направится по другим городам?

— В перспективе, конечно да. На 2016 год я строю большие планы на этот счет. В каждом городе России наверняка найдутся люди, тайно или явно влюбленные в Питер. Ведь это своеобразный бренд.

— А для вас Питер — это просто бренд или нечто большее?

— У каждого, наверное, есть «свой» город, с которым связаны многие переживания. Для меня это Санкт-Петербург. У меня богатая история взаимоотношений с ним. В студенческую бытность  я приехал в Петербург на так называемую музейную практику. Суть ее заключалась в том, что мы знакомились с городом, его музеями и просто со средой, атмосферой. Рисовать ничего не надо было, никакие отчеты о практике не составлялись — надо было просто смотреть.

— Созерцательная практика?

— Получается так. С первого взгляда Питер меня взволновал. Петербург — такой город, что если ты туда один раз попал, то вернешься обязательно, его пространство само тебя втянет. Я вернулся туда на следующий же год и возвращался вновь и вновь. После я сам уже возил своих студентов на практику. Так что, к моему глубокому удовлетворению, творческие командировки в Питер у меня почти каждый год. А в этом году в Санкт-Петербурге открылась моя небольшая галерея «Дом графики».

— К слову, о жанровом разнообразии вашей выставки. Здесь есть работы в строгом смысле реалистичные, но также можно увидеть моменты а-ля Энди Уорхолл. Как далеко вы можете зайти в эксперименте?

— Действительно, какие-то элементы поп-арта здесь присутствуют. Я бы не сказал, что у выставки какой-то широкий жанровый разлет, ведь все здесь представленное есть городской пейзаж. А эксперименты с техникой действительно разнообразны. Кроме классического карандаша на бумаге, натурных работ, нарисованных на пленэрах, здесь есть монументальные работы с использованием акрила, аппликаций и коллажей, кальки и многого другого. Формально они отличаются, и в экспериментах сокрыта некоторая моя рефлексия к более ранним картинам «питерской» серии. Здесь есть работы, которые полностью или частично закрыты калькой. Они могут выставляться и в «чистом виде», но в данном контексте их объединяет некая подтема выставки «Белые ночи». Полупрозрачные текстуры кальки придают законченным картинам новый вид и атмосферу зыбкой мглы, которая бывает только в Петербурге и только в последней декаде июня.

— Так кто же вы, авангардист или сторонник классического реализма?

— В плане графики и живописи я во многом консервативен, но как художник не могу отказаться от творческих исканий. Классический рисунок и экспериментальная серия на этой выставке соотносятся примерно пятьдесят на пятьдесят. Опыты с аппликациями и коллажами добавили в выставку красок. Вообще, очень трудно для самого понятия графики найти четкое определение — даже специалисты-искусствоведы не пришли к единому мнению. Лично для меня все, что на бумаге — это графика, все, что на холсте — живопись. Мне интересно совместить несовместимое. Мне необходимо в каждой работе решать какую-то новую задачу, а не штамповать одинаковые пейзажи.

— Ваша преподавательская деятельность тесно связана с деятельностью художественной?

— Я преподаю рисунок в Институте архитектуры и дизайна. По моим убеждениям, любой архитектор или дизайнер просто обязан пройти хорошую подготовку по живописи и рисунку — только так он сможет научиться видеть свет, цвет, формы, чувствовать эстетику линий и так далее.

— Мы еще раз вас увидим? — Можете не сомневаться.

К списку