http://www.tg-m.ru/img/mag/2006/4/108-111.pdf
Завершился III Всероссийский конкурс на лучшее произведение реалистического искусства среди молодых художников. За право выставляться в залах Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи боролись сотни живописцев, скульпторов и графиков из разных уголков России, представляющих все основные учебные заведения и художественные школы. Жюри конкурса – а это ведущие научные сотрудники ГТГ и редакционная коллегия журнала «Третьяковская галерея», – возглавляемое вице-президентом РАХ Таиром Салаховым, отобрало 47 работ, с которыми в течение недели могли ознакомиться москвичи и гости столицы.
Прежде всего хотелось бы отметить качество представленных на выставку скульптурных произведений. Именно в номинации «Скульптура» были присуждены все три премии. Как отметила в своем выступлении заведующая отделом скульптуры ХХ века ГТГ Людмила Марц, прошедшие во второй тур работы порадовали как оригинальностью решений, так и профессиональным уровнем. Совершенно иная картина сложилась у графиков – в этой номинации была присуждена только первая премия. Казалось бы, множество графических техник (акварель, пастель, карандаш, уголь, сангина, офорт и т.д.) вполне позволяют художнику находить интересные творческие решения и способы самовыражения, но, увы, увидеть их в экспозиции не удалось. Несколько лучше дело обстояло у живописцев. И хотя первую премию в этой номинации жюри решило не присуждать, вторая премия – это безусловная удача Анны Боганис, выпускницы Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. То же можно сказать и о Айсулу Кадыржановой – выпускнице МГАХИ им. В.И.Сурикова, получившей третью премию. Подобная взыскательность со стороны жюри неслучайна. Нынешний конкурс имени основателя Третьяковской галереи проходил в год празднования 150-летия музея. Не раз подчеркивалось, что имя Павла Михайловича ко многому обязывает. Причем это не пустые слова, ибо инициаторы и устроители конкурса молодых художников рассматривают его как серьезный и ответственный смотр состояния нашей профессиональной художественной школы, традиции которой требуют высокого мастерства и самостоятельности творческого мышления. И хотя присланные на конкурс работы не могут дать полноценную и всестороннюю картину развития молодежного искусства, поскольку многие художники не решились заявить о себе публично, тем не менее мы вправе говорить о репрезентативном характере представленных произведений.
Из года в год требования к участникам будут только повышаться, а значит, будут меняться и совершенствоваться принципы предварительного отбора, самой организации процедуры присуждения премий. Задача конкурса видится в формировании духовных и эстетических ориентиров, а вместе с тем профессионального мастерства молодого поколения, олицетворяющего будущее отечественного искусства. Именно в этом заключается значение смотра молодых талантов России.