В стенах Государственного художественного музея состоялась презентация работ, поступивших в дар от художников и их наследников. Речь идет о 187 произведениях, созданных в разные годы XX века столичными и алтайскими художниками.
Как рассказала заместитель директора ГХМАК по научной работе Наталья Царёва, часть работ поступила в дар музею благодаря Михаилу Шишину — известному искусствоведу, члену-корреспонденту Российской академии художеств. Именно он поспособствовал тому, что сразу два столичных автора подарили свои работы. Так, одним из дарителей выступил московский художник Игорь Кислицын, известный больше как иконописец, нежели как живописец и график. Он передал музею 12 своих работ, выполненных в смешанной технике.
— Это очень необычные работы, каждая из которых наполнена философским смыслом, — поясняет Наталья Степановна. —Кроме того, эти полотна демонстрируют глубокие знания художника специфики русского авангардного искусства (не случайно при взгляде на эти полотна напрашивается сравнение с Казимиром Малевичем). Еще одна большая работа поступила к нам из Красноярска, прямо из академической творческой мастерской Анатолия Левитина — профессора, педагога, народного художника России, вице-президента Академии художеств. Это один из лучших портретов мастера — портрет знаменитого оперного певца Дмитрия Хворостовского, с которым художник был лично знаком. Работа создана в 1991 году, когда Хворостовскому была присуждена Государственная премия имени М.И. Глинки. Этой зимой Анатолий Левитин принял решение подарить нам этот портрет. Правда, из-за его больших размеров доставить полотно на Алтай было непросто. Лишь совсем недавно подвернулась оказия, благодаря которой эту работу удалось привезти в Барнаул спецрейсом.
Пополнились фонды музея и обширной коллекцией работ алтайского живописца, заслуженного художника России Фёдора Торхова. Их преподнесла в дар дочь художника Марина Тифлисова. Дело в том, что после того, как Фёдор Семёнович ушел из жизни, его наследие осталось в семье. В Художественный музей Марина Фёдоровна решила передать большую часть работ (всего — 163), относящихся к различным периодам творчества художника. Есть здесь и совсем ранние полотна, которые Фёдор Торхов писал, будучи студентом Ташкентского художественного училища. Немало этюдов и набросков, позволяющих получить представление о кухне известного художника. По словам Натальи Царёвой, благодаря этим бесценным дарам музей стал своего рода хранителем творческой биографии Фёдора Семёновича. Более того, новые полотна помогут работникам ГХМАК при написании книги об известном художнике.
Расширилась и музейная коллекция декоративно-прикладного искусства. Сюда вошли скульптурные работы Ольги Алексеевой — известной питерской художницы, с которой у ГХМАК сложились давние творческие связи (именно она стала автором мозаики из алтайского камня для будущего Колыванского зала нового здания художественного музея). Ольга Михайловна преподнесла в дар три статуэтки из бисквита (фарфора без глазури), изображающие великого танцовщика Вацлава Нижинского в его лучших балетных образах — Петрушки, Фавна и юноши-поэта из «Шопенианы». Скорее всего, эти работы станут частью постоянной экспозиции.
В музейный фонд поступили и картины от алтайских художников. Юлия Никитюк подарила музею полотно «Дождь в Барнауле», выполненное в жанре городского пейзажа, Николай Зайков передал ряд графических произведений со своей персональной выставки «Пространства художника», а Александр Андрусенко — две картины — «Слушая тишину» и «Автопортрет в берете со снег ом и снегирями».