Художник Николай Зайков рассказал о молодёжном творчестве в Сибири
02.11.2015

Свободный курс, 25 октября, 2013. Автор: Светлана Сазонова.
http://altapress.ru/story/118801

– ...Благодаря регулярным творческим поездкам в Питер я накопил достаточно работ для того, чтобы сделать вот такой проект, – художник Николай Зайков рассказывает о том, как сделал свою выставку графических работ «Piter», а студенты уже ждут, когда преподаватель закончит интервью и ответит на их вопросы. Зайков ведь не только художник, он педагог и куратор молодежи в правлении краевого Союза художников.

– Сегодня в Сибири не найдется искусствоведа, не знающего о Зайкове и не уважающего его творчества, – утверждает искусствовед Наталья Царева.

Комфортный выбор

О том, что есть такая профессия – художник, Николай узнал ребенком, когда попал в мастерскую Александра Песоцкого в своем родном Камне-на-Оби. После школы он поступил в Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию, но отучившись, переехал в Барнаул.

— Этот поступок – скорее редкое исключение из правил, — считает Наталья Царёва, — Обычно молодые художники стремятся закрепиться в крупных городах, где более насыщенная, интересная художественная жизнь. Он, конечно, мог сделать прекрасную карьеру в Новосибирске. Его звали преподавать в архитектурной академии. Михаил Сергеевич Омбыш-Кузнецов, педагог Коли, несколько раз говорил мне, что до сих пор жалеет, что он остался в Барнауле.

Однако с 2001 года молодой художник преподает рисунок студентам всех курсов Института архитектуры и дизайна (АлтГТУ). В Барнаул он приехал, не имея здесь ни признания, ни друзей. Тем не менее уже первой выставкой он громко заявил о себе как о ярком, смелом и ни на кого не похожем художнике.

– Большой разницы между Барнаулом и Новосибирском я для себя не увидел, – объясняет Николай. – Придерживаясь с­воей творческой стратегии, я вряд ли бы выиграл, оставшись в сибирской столице. Я не занимаюсь коммерческим искусством, а что касается свободного творчества, то в обоих городах примерно одни и те же условия и проблемы.

Хипстерская «прослойка»

В том, что выставочная деятельность была, есть и будет нужна людям, Зайков не сомневается. Поэтому он куратор и идейный вдохновитель известного молодежного проекта «Аз.Арт-Сибирь» – первого среди подобных в России.

— Сегодня у молодых художников масса различных вариантов публикации своих произведений, — рассказывает Николай, — Они могут издавать буклеты, участвовать в виртуальных проектах, выкладывать работы в социальные сети и так далее. Однако, как показывает практика, ребята попросту робеют перед реальной выставкой. Почему? Нет опыта. Мы в краевом отделении Союза художников хотели сделать что-то, что позволило бы им перешагнуть эту грань. Так в Барнауле появился интересный творческий проект «Аз.Арт», который сегодня вышел на довольно высокий региональный уровень. В Сибири нас очень хорошо знают, и, как ни странно, это один из самых старых молодежных проектов в России. Но, к сожалению, несмотря на обилие работ и достаточную известность, качественный материал удается набрать только раз в два года – чаще не получается. В Барнауле вообще имеет место проблема выбора материала. С одной стороны, галерейная жизнь набирает обороты, мы все наблюдаем какие-то творческие проекты, открываются площадки, где художники могут показать себя. С другой стороны, бывает нечего показывать. Идеи творческих центров для хипстеров – галереи «Sol'», «Бандероль», «Анти-кафе» и прочих – прекрасны. Они достаточно популярны в Москве и Питере, но там и концентрация таких людей гораздо выше. У нас все-таки прослойка не очень жирная, поэтому и галерейная жизнь недостаточно ритмична. Тем не менее она есть, и это прекрасно.

Взгляд назад

От своих студентов Николай требует главного: «Они должны уметь рисовать».
– Я бы не хотел, чтобы меня воспринимали как традиционалиста, некоего реакционера, – это не так, – говорит Зайков. – То, что я предлагаю студентам, напрямую связано с их специальностью: архитектура и дизайн. Что касается свободного творчества молодых людей, я абсолютно не против абстракций и других современных течений. Но я считаю, некоторые направления современного искусства некорректно всерьез считать самостоятельными. Сегодня есть ткань искусства, в которой все переплетено. Мы живем в такое счастливое время, когда можем учиться у художников древности, средних веков, эпохи Возрождения, двадцатого века. Все документировано и доступно – стоит только обернуться.

– Вообще, сегодня довольно сложно зарабатывать на жизнь искусством, поэтому люди, которые учатся на дизайне, уходят в профессию, – говорит Николай. – Мало кто занимается исключительно творчеством, таких людей в городе единицы. Сложно делать честное и при этом коммерчески привлекательное искусство, тем более у нас, где крайне низкий спрос, практически нет коллекционеров и серьезных критиков. Словом, отсутствует пространство, которое бы создавало серьезный рынок. Хотя, знаете, везде художники жалуются. Мы в Барнауле смотрим на Новосибирск, Новосибирск – на Питер, Питер – на Москву, Москва – на Берлин, Берлин – на Венецию, Венеция – на Нью-Йорк, а из Нью-Йорка я даже не знаю, куда и смотреть. На Луну, наверное.

— Рыбак рыбака видит издалека, — рассказывает архитектор Сергей Боженко, — Я хорошего рисовальщика сразу увидел и отличил его от всей остальной массы молодых художников, претендующих на свою роль в изобразительном искусстве. Зайков прокладывает новый путь, благодаря чему резко отличается от всех остальных местных живописцев. У него свой почерк. Это нечто среднее между монументальной живописью, графикой и архитектурой. Поэтому, на мой взгляд, он обречен на то, чтобы искать и найти что-то новое в изобразительном искусстве.


К списку