«PITER» Николая Зайкова: графика, текст, фокус
24.11.2015
Рекпортал, 7 ноября 2013. Автор: Лада Шевкунова
http://rekportal.ru/specialproject/rpyatnica/piter-grafika-tekst-fokus

В графическом проекте Николая Зайкова «PITER» у художника два соавтора — дизайнер  и автор текста. Все вместе решали проблему: как из «монотонной по содержанию графики» создать выразительную экспозицию. Получилось по-хипстерски, но очень современно.
«Монотонная графика» — термин Николая. Это он так говорит о своих  рисунках Санкт-Петербурга: 50 экспонатов разных лет в технике «карандаш, тушь, коллаж». Свои рисунки  Николай и задумал проявить для зрителя. Как? С помощью инсталляции из пяти баннер-полотен, текста, афиши. И дизайна.

Настроить фокус

— Баннеры я задумал, как визуальную идею выставки. Потому что графику половина публики, смело можно сказать, вообще не воспринимает — крутнется и убежит. Те, кто стремится к прекрасному, тоже могут пройти мимо — в восприятии графики надо фокус настроить. Поэтому и  захотел  увеличить  фрагменты, чтобы побудить зрителя вернуться к оригиналу, — объясняет Николай. — Механический процесс увеличения  меня всегда завораживал: была маленькая почеркушка, фор-эскиз и вдруг он увеличивается, и получаются самостоятельные фрагменты размером в стену.

Дизайнер Роман Новожилов превратил идею с баннерами в пространственную инсталляцию, разместив буквы-штрихи на каждом полотне. И  название «PITER» придумал тоже Роман.

—  Честно говоря, было предубеждение, не люблю, когда так фамильярно. Для разговорной речи — нормально, но называть легким словом  серьезный по содержанию проект?  Зато, когда увидел дизайн-концепцию, абсолютно все понравилось. Поэтому  считаю  соавторами этой выставки двух человек: дизайнера и автора текста.

Текст как визуальная идея

В практике художественных выставок краткий текст об экспозиции и художнике готовят искусствоведы. Николай Зайков доверил  текст  художнику Андрею Кузнецову. Андрей — человек всестороннее эрудированный, пишущий и думающий, ведет курс истории искусств в Новосибирской архитектурно-художественной Академии.

Результат был  сюрпризом. Получился не описательный текст со всяким искусствоведческим бла-бла-бла, а структурное эссе о позиции художника, философии искусства, о честности, инстинкте рисования, о Петербурге — городе мифов, историй, событий и встреч.

Стало понятно, что такой текст, спокойно можно дробить на фрагменты и внедрять в экспозицию. Вышло — потрясающе неожиданно. Дизайн-концепция позволила не только выразительно преподнести графику, создать пространственную композицию из различных элементов, но и завязать в единое художественное целое пространство Галереи «Проспект».

«Мы же не Дима Билан?»    

Затраты по проведению выставок, как правило, распределяются между художником и галереей. Художник вкладывает деньги в оформление своих работ, галерея дает зал, монтаж,  pr-поддержку. Николай предложил Галерее «Проспект» для анонсирования выставки в городской среде использовать афиши.

— Я говорю: «Ребят, давайте  афиши продвинем в город? Отреагировали очень пафосно: «Мы же не концерт Димы Билан организовываем?». Но потом передумали. Конечно, наша афиша  с точки зрения привычного дизайна афиш, которых у нас 99 процентов — она никакая. Абсолютно не информирует, но интригует. Это позиция Алексея Шелепова, когда мы с ним работаем по рекламе молодежных выставок, он настаивает, чтобы афиша или наружная реклама была сверстана как артефакт. Поэтому и получился тонкий графический подход в афише –  хипстерское решение, но очень современное.

—  На открытии было очень многолюдно!

—  Да, человек 200. Я сам удивился. Смотреть работы было невозможно, но столько людей —  мне было приятно.


К списку