Пространства художника
09.12.2016
Культура Алтайского края, июнь 2015. Автор: Евгений Пешков
http://www.culture22.ru/upload/pic/file/merged.pdf

Николай Зайков получил профессиональное образование художника по классу монументальной живописи, но занимается преимущественно станковой графикой, тем не менее, в его произведениях очень много общего с монументально-декоративным искусством. Призвание художника-монументалиста — организация пространства, которое для него не абстрактная категория, а вполне конкретная, наполненная содержанием форма существования материи и сознания. Произведения Николая Зайкова отражают взаимодействие автора с пространством, фиксируют его место в нем, различают виды окружающих пространств. Мы видим, что они могут относиться к разным сферам человеческого существования или сознания. Пространства художника бывают разные: творческое, жизненное, личное и т.д. Выставка Николая Зайкова знакомит зрителя с многомерным пространством, в котором живет и творит художник. Автор подталкивает нас именно к такому восприятию собственного творчества, выбирая особые названия для отдельных работ: «Пространство мастерской», «Пространство для жизни», «Пространства художника». 

Николай Зайков работает в жанрах пейзажа, портрета, интерьера, натюрморта, тематической композиции. Одна из любимых техник — рисунок карандашом. Автор использует широкий набор стилистических средств, в основе своей реалистических, но с элементами монументального и декоративного искусства. В каждом отдельном произведении художник прибегает к разнообразным выразительным средствам, и чем больше их выбор, тем более многомерно его творческое пространство. Николай Зайков часто изображает интерьер своей мастерской. Для выпускника архитектурно-художественной академии очень важна структура пространства, его элементы, отсюда такой интерес автора к урбанистическому пейзажу. Жизненное пространство, безусловно, отражено в каждом произведении художника, если иметь в виду окружающий его мир, но оно также имеет и более конкретное выражение в работе «Пространство для жизни». Автор изобразил коридоры общежития Ново- сибирской архитектурно-художественной академии, где он жил несколько лет во время учебы. Предельно конкретный образ, тем не менее, не прочитывается однозначно. Длинный коридор, например, можно воспринимать как метафору жизненного пути, на котором подстерегают неожиданности, необходимость делать выбор у разветвления дорог — у дверей, то ли ведущих в неизвестность и уводящих от цели, то ли открывающих новые возможности. Отдаленная перспектива тоже неясна, но все же светла и оптимистична. Для Николая Зайкова одним из главных способов изучения своего внутреннего мира является написание автопортрета. Внутреннее пространство — важнейшая тема для художника. Зайков изучает свое состояние, настроение в работе «Художник всегда один», и анализирует, буквально разбирает себя на части в автопортрете «Кирилл». Название этой работы дает понять, что, кого бы и что бы ни писал художник, он пропускает изображаемое через себя, свое внутреннее пространство, а значит, пишет всегда в первую очередь себя.

К списку